Информации по технике валяния, качеству войлока нынче просто завались, но подходы к процессу работы все сильнее различаются и у начинающего "волшебника" голова потихоньку идет кругом. Именно поэтому я написала мастер-класс по шапочке. Для меня это базовый предмет, благодаря которому можно постигнуть науку валяния. И, кстати, именно шапочку я выбрала в свое время, как испытательный полигон вместо валяния образцов.
Несмотря на простоту изготовления и заурядность изделия, этот мастер-класс ставит перед собой высокие цели и обозначает ответственные задачи:
- Изучение технологии валяния бесшовного изделия (работа с шаблоном).
- Создание полости в валяном изделии для возможности регулировки размера (работа с блокиратором).
- Освоение диагональной раскладки шерсти с плавным переходом цветов.
- Изучение принципов работы с декоративными волокнами.
- Освоение техники валяния, позволяющей получить красивый и качественный войлок. Войлок, незамутненный излишним шерстяным наплывом на декор и прогрессирующим целлюлитом изделия.
Это была присказка, а теперь можно и к делу.
Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- меринос 18 микрон нескольких цветов, сочетающихся между собой;
- декоративные волокна любого состава, подходящие по цвету к шерсти;
- неппсы (не обязательно).
На фото у нас только шерсть. Когда я вывалила на стол все подобранные волокна, получилась такая куча-мала, что разобраться в ней стало совершенно невозможно.
Инструменты:
- подложка под ламинат 2-3 мм;
- разрезанные мусорные пакеты или куски укрывной пленки;
- пульверизатор;
- жидкое мыло (самое обычное – без крема, смягчителей и глицерина);
- сантехническая труба 5 см с изоляцией;
- пленка «Ратионель» или любой подобный ребристый коврик;
- рубель;
- ВШМ (виброшлифовальная машина) – в последнее время чаще называется плоскошлифовальная;
- линейка;
- акварельный карандаш;
- кусок парниковой пленки для блокиратора;
- ножницы;
- махровое полотенце (2 шт);
- зеркало.
Без некоторых инструментов можно обойтись, что-то можно заменить. Эти нюансы я постараюсь описать в процессе работы.
Шаблон.
Первое, что нам необходимо сделать для создания бесшовного изделия – это изготовить шаблон. В нашем случае это будет прямоугольник с закругленным верхом. Ширина шаблона 48 см, высота – 70 см. Если не хотите много складок, высоту шапки можно уменьшить. При умеренно тонкой раскладке и качественной увалке этот шаблон будет универсальным и подойдет для валяния шапок от 54 до 60 размера. КУ в разных случаях составит от 1,6 до 2.
Для соблюдения равномерного угла наклона шерсти, можно начертить вспомогательные линии акварельным карандашом. При работе с белой шерстью я бы этого делать не стала, а для любой другой шерсти такой метод отлично подойдет.
Раскладка.
Застилаем стол непромокаемой пленкой, чтобы защитить от влаги. Сверху стелем подложку под ламинат, чтобы обеспечить удобную рабочую поверхность. Затем кладем разрезанный мусорный пакет, а на него подготовленный шаблон. Если края шаблона пытаются завернуться, поднимаются на плоскостью стола – переворачиваем на другую сторону, как бы кладем его навзничь.
В этой шапочке у нас будет два слоя, выложенных по диагонали.
Начинаем раскладку шерсти. Для удобства работы пасму делим вдоль на 4-6 частей и работаем с тонкой лентой.
Начинаем раскладку с нижнего края шаблона. Выкладываем первый ряд, чередуя разные цвета шерсти. Затем раскладка идет снизу и от ближнего к вам угла. Каждая прядочка выступает вперед примерно на 3 см.
Продолжаем выкладывать шерсть, чередуя цветовые пятна. Чтобы переходы получались плавными и гармоничными, следует соблюдать 2 принципа:
Всегда накрывать плотный край пряди диффузным. Плотный край - это тот,
который мы держим в руке, когда вытягиваем пасму. Диффузный край — это тот,
который свободно свисает.
Раскладку вести «клином», а не рядами.
Примерно такой толщины должна быть прядь шерсти.
Для таких разноцветных проектов замечательно подходят остатки шерсти. Если какой-либо «хвостик» у вас немного "слежался", его надо немного расправить по ширине и тогда раскладывать шерсть будет значительно легче.
Итак, раскладываем шерсть с выступом за все края шаблона на 1,5-3 см.
Так выглядит первый слой. Толщина раскладки регулируется видимостью шаблона. И шаблон и вспомогательные линии должны хорошо просматриваться.
Прижимаем раскладку рукой к шаблону. Это необходимо, чтобы шерсть не поднималась, не цеплялась за руки, не улетала, а так же, чтобы видеть возможные проплешины. Прижимая раскладку движемся рукой по направлению лежащей шерсти (не "поглаживая", а переставляя руку с места на место).
Прижав рукой первый слой, начинаем раскладывать второй слой шерсти в перпендикулярном направлении. Раскладку так же ведем "от себя", а если шаблон лежит неудобно, его можно повернуть к себе любым краем, приподняв вместе с нижним пакетом.
Здесь фотография сделана сбоку, чтобы была видна разница слоев.
Закончив раскладку второго слоя, прижимаем шерсть рукой и только потом смачиваем мыльной водой из пульверизатора. Движения спокойные, на «курок» нажимаем плавно, капли воды должны падать под собственным весом на шерсть, тогда ничего никуда не улетит.
Достаточно ли воды можно проверить следующим способом. Нажимаем одним пальцем в самом сухом месте раскладки. Если под пальцем образовалась мокрая «ямка», значит воды уже достаточно. Если шерсть поднимается всей подушкой за пальцем, значит стоит смочить еще.
"Легким движением руки" накрываем раскладку пленкой (мусорным пакетом). Позволяем ему свободно опуститься на раскладку, и затем начинаем прижимать пакет к шерсти прессующими движениями ладоней. Ни в коем случае никаких разглаживаний! Руки движутся только сверху вниз – надавливаем в одном месте, переходим на другое. Очень удобно прижимать раскладку небольшим полотенцем.
Когда пакет хорошо прижат и остаются совсем незначительные пузыри, разглаживаем всю раскладку полотенцем теперь уже хаотичными движениями в разные стороны. Без нажима. Наша задача – не притереть раскладку, а только лишь равномерно ее промочить и прижать к шаблону.
Переворачиваем весь «бутерброд» на другую сторону. Разделяем пакеты – нижний (под шаблоном) остается на столе, а верхний вместе с выступающей шерстью загибается за край шаблона.
После этого аккуратно вытягиваем верхний пакет от краев к центру и наши «припуски» плавно и красиво ложатся на шаблон. Нижний припуск загибать не надо!
Раскладываем шерсть с другой стороны точно так же — в два слоя по
диагонали. Начинаем с тех цветов, которые загнули за край шаблона.
все получится
Если припуски первой стороны оказались большими (3-4 см) и плотными, то за края шаблона можно не выступать. Или выступать незначительно и только в тех местах, где на ребре оказалось мало шерсти.
При такой раскладке я беру небольшие хвостики и держу в руке сразу несколько цветов, отщипывая от нужного в данный момент времени. Длинные хвосты зажимаю "под мышкой".
Разложили один слой, прижали сухой рукой. Разложили второй слой перпендикулярно первому и снова прижали шерсть к шаблону.
Смачиваем раскладку водой, хорошенько прижимаем пакетом и затем аккуратно снимаем этот пакет (ничего не переворачиваем).
Настало время блокиратора.
Из плотной парниковой пленки вырезаем полосу, шириной 5 см. и длиной примерно 103 см. Кладем ее и прижимаем к раскладке, отступая 4,5-5 см от края шаблона. Оставляем концы примерно равной длины, они сойдутся на другой стороне шапки.
Аккуратно разделяем нижние концы шерсти и загибаем всю раскладку одной стороны на блокиратор. Не доходим до боковых краев 7-10 см.
Накрываем раскладку пленкой и переворачиваем на другую сторону.
Загибаем на шаблон края раскладки и ленты блокиратора. Блокиратор — с небольшим натяжением. Нахлест 7-10 см не даст ленте уползти в стороны.
Так же сначала загибаем центр раскладки, прижимаем шерсть плотно к блокиратору. Затем приподнимаем один край шаблона и загибаем шерсть сбоку с обеих сторон. Делаем то же самое с другой стороны.
Подтягиваем шерсть, расправляя складочки.
Смотрим на край шаблона под разными углами. Если где-то блестит блокиратор, кладем тонкую прядку шерсти. Так же создаем плавный переход шерсти, добавляя совсем чуть-чуть волокон.
Сбрызгиваем водой и прижимаем пакетом раскладку.
Можно переходить к декору.
Самыми первым кладем неппсы, чтобы потом их можно было хорошенько прикрыть различными волокнами.
Если у вас припасены разные по составу волокна, то начинать лучше с грубых – льна, крапивы, бамбука, конопли. Однако, ими не стоит прикрывать неппсы, для этой цели лучше взять шелк или вискозу.
Дополняем картину мягким волокном — вискозой, разными видами шелка, нитями сари.
Прядки декоративных волокон можно вытягивать, как шерсть, а можно отделять от пасмы небольшие тонкие пряди и расправлять их по ширине, создавая ажурную паутинку.
Дополняем картину золотыми волокнами вискозы.
Последними кладем самые яркие (темные и светлые) волокна, создавая акценты. Придирчиво рассматриваем картину, и если все нравится, сбрызгиваем водой и накрываем пленкой.
Переворачиваем раскладку на другую сторону и декорируем немного по-другому, как масть ляжет. Я всегда создаю декор с двух сторон шапки, чтобы потом выбрать лучший вариант.
Сбрызгиваем водой, накрываем пленкой, прижимаем полотенцем.
Работа ВШМ
Аккуратно снимаем пленку и начинаем работать ВШМ.
Я ставлю машинку прямо на раскладку. Подошва ВШМ закрыта подложкой под ламинат. Воды должно быть минимальное количество, чтобы из-под машинки не летели брызги. Мыла должно быть ровно столько, чтобы на месте от подошвы оставалась белая кремовая пенка. Если пенки нет, стоит добавить мыла. Если пены много, надо промокнуть раскладку тряпочкой или полотенцем.
Переставляем ВШМ с места на место (не «елозим»), работаем примерно по 4 секунды. Чтобы шерсть не поднималась за машинкой, сначала приподнимаем одно ребро, а затем уже всю подошву.
Таким образом обрабатываем всю поверхность, стараемся не доходить до ребра шаблона 5-7 мм. Дольше всего работаем по неппсам, они плохо приваливаются.
Когда плоскость шапки хорошо притёрта, беремся за сгибы. Держа машинку практически на весу, обрабатываем их поглаживающими движениями от края к центру.
Когда шерсть и волокна плотно сцепились, а при попытке что-то оторвать поднимается все полотно, можно прекращать работу машинкой и снимать изделие с шаблона.
* Если вы не имеете ВШМ или не работаете ей по каким-либо причинам, у вас есть два пути. Первый вариант можно найти в огромном количестве мастер-классов по валянию: накрываете раскладку москитной сеткой и притираете руками. Второй способ поищите в блоге у Регины Журавлевой, там вообще притирать не надо.
А мы идем дальше.
Хорошенько промакиваем шапку полотенцем, чтобы минимизировать количество воды. Затем беремся за открытый край шаблона и «вытряхиваем» его из шапки. Шапка при этом выворачивается наизнанку.
Аккуратно возвращаем шапку «на лицо» и проходим машинкой по внутреннему краю — там, где у нас лежит блокиратор.
Расправляем и разглаживаем «швы» изделия — это можно делать как машинкой, так и руками.
Катание в рулоне
Переходим к «силовым упражнениям».
Кладем на стол икеевский коврик с ребристо-пупырчатой поверхностью. Расправляем нашу шапочку и накручиваем ее на трубу. Закреплять ничем не нужно, мыльная шапка прилипает к трубе и никуда не сползает.
Катаем с нажимом, переставляя руки в разные места. Периодически «подкручиваем» рулон к себе. Для начала достаточно 30-50 прокатываний за раз. Расправляем шапочку и повторяем «катание» в других направлениях.
Закручиваем шапочку:
- снизу вверх;
- сверху вниз;
- снизу вверх, разложив ребром по центру;
- сверху вниз, разложив ребром по центру.
"Боком" шапочку я не катаю.
Если вы являетесь счастливым обладателем рубеля, то можно делать все то же самое, но с использованием этой «волшебной палочки». Его ребристость способствует быстрой и качественной увалке, а сил прикладывается значительно меньше. К тому же не страдают от мыла руки.
Так как давление рубеля сильнее и более точечное, из-под него сразу (и далеко-о-о) полетят мыльные брызги. Чтобы этого избежать, кладем под рулон полотенце и прокатываем 2-3 раза по нему. Лишняя влага уходит, и можно спокойно работать.
Подсохшая шапочка начинает отслаиваться от трубы и ее стоит закрепить одной-двумя канцелярскими резинками. В процессе валяния резиночки надо иногда переставлять, чтобы они не впечатывались в шерсть.
После каждого цикла прокатываний обязательно расправляем швы. Я пробовала разные методы и остановилась на самом «ленивом».
Беремся за войлок с двух сторон от «залома» и тянем по диагонали. Сначала в одну сторону, а затем в другую. Вот и все, залом исчезает, а если не исчез — повторяем еще раз. Главное — всегда понимать, на какой стадии валяния с каким усилием можно тянуть...
Если вы валяли шапку рубелем, то она стала почти сухая и ее можно намочить в теплой воде, заодно «освежив мыло». Мыло имеет особенность вырабатываться, и поэтому в процессе валяния можно периодически полоскать шапку и намыливать заново.
Со свежим мылом процесс валяния ускоряется. Полоскание и намыливание — единственная процедура, при которой я собираю шапочку комом и немного «жамкаю». Делаю это без фанатизма и только для того, чтобы распределить мыло. После, обязательно расправляю шапку и катаю дальше на трубе, чтобы вернуть ей гладкий вид.
Катаем до той поры, пока войлок не станет СОВСЕМ СТАБИЛЬНЫМ. Проверка на стабильность элементарно проста — зажимаем полотно между большим и указательным пальцами и сдвигаем их (как будто солим суп или показываем жестом, что нам нужны деньги). Если при этом внутри полотна шерсть не двигается, значит все хорошо сцепилось. Можно работать дальше не только предыдущим способом катания, но и другими, более «жесткими». А так же в этот момент войлок уже можно разрезать.
Видите, как изменилась форма шапки? Это все из-за блокиратора. Он, зараза, не дает садиться шерсти по краю, и пора уже его заставить "работать на себя".
Вы помните, на какой стороне шапки у нас «встречались» хвостики блокиратора? Вот и я забыла, но смогла угадать. Хорошо бы этот момент себе отметить, так как резать нужно именно в этом месте.
Делаем маленький надрез по центру шапки у самого верхнего края блокиратора.
Аккуратно достаем хвостики полиэтилена.
Завязываем их узелком, стягивая край шапки. Не бойтесь «морщинок», собирайте край равномерно по всей шапке и довольно сильно.
Как я уже писала чуть выше, войлок достаточно стабилен для того, чтобы сменить способ валяния на более жесткий. Переходим к катанию в полотенце без трубы.
Складываем шапку пополам...
Закручиваем в тугой рулончик...
Кладем рулончик на полотенце и заворачиваем уже вместе с полотенцем. Следите, чтобы и шапка и полотенце были закручены в одну сторону, иначе рулон сразу раскрутится.
Ну а теперь катаем, как обычный рулон, только в пять раз меньше (меньше раз, а нажим так же приличный).
Такой способ дает очень быстрый результат и буквально после десяти прокатываний шапка сильно сжимается.
Расправляем ее по всем фронтам. Тянем с усилием в длину...
Просовываем внутрь руки и растягиваем в ширину.
Край еще широковат, но уже значительно сократился в размерах.
Снова стягиваем край и повторяем процедуру валяния в полотенце и последующего растягивания. Валяем во всех направлениях, как в длину, так и в ширину.
Если шапка уже почти готова, а край все не хочет вставать на место, закручиваем только его и катаем буквально одной рукой.
В очередной раз расправляем шапочку и измеряем сантиметровой лентой. После высыхания шапка немного уменьшится, поэтому лучше, если в мокром виде она будет на размер больше желаемого.
Если вы делаете шапочку на продажу, можете выбрать самый большой из линейки размеров и вставить резинку в отверстие, которое мы сделали с помощью блокиратора.
Полощем шапку в прохладной воде, отжимаем комом, расправляем.
Заворачиваем в махровое полотенце и отжимаем в полотенце.
Расправляем и растягиваем шапочку и приступаем к самому интересному — моделированию!
Подкрашиваем глазки, протираем зеркало и, счастливо улыбаясь, натягиваем на голову мокрую шапочку. В первую очередь выбираем, с какой стороны у нас будет лицо.
Смотрим в зеркало и подбираем нужную форму. Помню, как-то меня попросили сделать шапку «клёпушком», выглядело это примерно вот так.
А вот вариант с милыми складочками вокруг головы.
Можно просто «заломить» колпак назад.
Или соорудить себе «корону».
А можно подогнуть края внутрь и получить очень компактную двойную шапку.
Я остановилась на своем классическом варианте — на затылке заложена встречная складка. Вот так она стала смотреться, когда высохла.
После того как вы устанете красоваться перед зеркалом и выберете, наконец, идеальный вариант, шапку надо очень аккуратно снять и повесить сушиться на болванку. Этот мастер-класс мы снимали в гостях, поэтому шапка сушилась просто стоя на столе, а другая, более тонкая (которая не стояла сама), — на хрустальной вазе.
А больше всего я люблю сушить шапки на болванке, сделанной из квадратной 5-литровой пластиковой бутыли. Мне очень нравится, когда спереди шапка не прилегает плотно к лицу, а немного отходит, как если бы на мне были надеты очки.
Надеюсь, вы помните про блокиратор? Для фотосессии я его, конечно же, вынула, но если делаю шапку на большой размер, то оставляю его внутри до высыхания. Во время примерки его можно затянуть, чтобы зафиксировать шапку на голове, а перед сушкой аккуратно расправить и растянуть край шапки до нужного размера.
Как вдевать резинку в трусы думаю, показывать не надо.
Я делала эту шапочку на свой размер и поэтому оставила ее без резинки, шапка и так плотно сидит. В данном случае, мне просто не пришлось делать лишней работы по подшивке внутрь края. За счет блокиратора край вышел ровным, плотным, двойным — всё, как я люблю.
Вот такая получилась шапка-трансформер — намочили и создаёте новый вариант.
Можно сделать, например, серую шапку, и с разных сторон добавить разного цвета шерсти по центру. Тогда, при «перелицовывании» вы получите совсем другую вещь.
Высота разноцветной шапочки в готовом виде — 32 см. Это позволило создать так много образов.
Для примера, высота серой и коричневой шапок всего 25 см. Здесь получились маленькие аккуратные складки.
Автор Татьяна Сапельникова