Добрый день, Друзья!
Сегодня мы вместе с вами сотворим настенные интерьерные часы с применением двух видов росписи — кистевой и точечной.
Для декора часов своими руками нам понадобятся следующие материалы:
• заготовка часов из дерева или фанеры (у меня простой круг диаметром 40 см + две направляющие);
Инструменты для сборки заготовки:
• шлифмашинка (или наждачная бумага различной зернистости);
• столярный клей;
• струбцины (можно заменить бельевыми резинками или офисными зажимами для бумаг);
• мелкие гвоздики (8-10 шт.), молоток, кусачки или плоскогубцы;
• шпатлёвка по дереву, грунт.
Для росписи и декора мы возьмём:
• акриловые краски «Акрил-Хобби Де Люкс» : белый, коричневый, охра жёлтая, красный тёмный, фиолетовый, лиловый, зелёный;
• кисти синтетические № 10, 8, 2, 1, 0;
• контуры по стеклу и керамике «ТАИР»: фиолетовый, лиловый, фуксия, сиреневый, красный, зелёный травяной, зелёный перламутровый, фиолетовый металлик, белый, розовый, золото, фиолетовый перламутровый;
• контурный гель «ТАИР»: синий, зелёный, золотой, розовый, фиолетовый;
• контурная паста «ТАИР»: золото антик, бронза антик, медь антик;
• прозрачный моделирующий гель «ТАИР»;
• стразы и полужемчужины разных оттенков и размеров;
• микробисер ЗЛАТКА: розовый, фуксия и пыльный розовый;
• лак акриловый глянцевый аэрозоль КUDO Avto;
• часовой механизм (шток 16,5 мм) + комплект стрелок.
Из вспомогательных материалов нам могут пригодиться:
• ножницы, малярная лента для деликатных работ (розовая), линейка, простой карандаш, распечатки с узором, циркуль для разметки, иголочка (мелкое шило) для вытягивания капель краски, ластик, карандаш для страз, клей секундный.
Ну-с, подготовились? Точно?!! Тогда поехали!
Пошаговый мастер-класс по декору часов контурной росписью
ЭТАП 1. Сборка и подготовка
Я свои заготовки заказываю по индивидуальному эскизу, но вы можете взять ту, которая вам больше нравится. У моих часов сзади будет располагаться вот такая круглая направляющая, т.к. размер часов довольно большой – 40 см в диаметре, и при толщине всего 6 мм, основу запросто может «повести». Чтобы этого не произошло, мы укрепим её, а заодно и вопроса о способе подвеса этих часов ни у нас, ни у заказчика, уже не возникнет.
Итак, у меня две направляющие по 6 мм, которые я буду собирать в одну. Промазываем столярным клеем обе направляющие, ждем 5-7 минут, пока клей чуть подтянет, и плотно прижимаем их друг к другу. Фиксируем струбцинами с двух / четырех сторон (в зависимости от того, сколько струбцин у вас в наличии). Если струбцин нет, воспользуйтесь крупными офисными металлическими зажимами для бумаг или используйте простую бельевую резинку, плотно завязав её вокруг направляющих. Чем больше точек крепления, тем лучше. Оставляем клей сохнуть на 12 часов.
Пока сохнет клей, мы с вами займемся ошкуриванием основания. Я использую шлифмашинку, вы можете взять наждачку. Зернистость всегда подбираю «на ощупь» в зависимости от состояния самой заготовки. Ошкурили, протёрли влажной губкой, прошлись грунтом на два слоя. Грунт для первого слоя я всегда развожу тёплой водой до очень жидкой консистенции — первый слой должен полностью впитаться в дерево. После высыхания первого слоя дерево должно быть лишь слегка белёсым на вид, а после ошкуривания — почти совсем «чистым», это значит, что вы всё сделали правильно и грунт «ушёл» в верхние слои дерева. Второй слой грунта разводим до «кефирчика», грунтуем, шкурим.
Теперь нам нужно окрасить заднюю сторону часов. В белую краску добавляем по капельке охры жёлтой и коричневой и получаем цвет «сливочной пенки». Окрашиваем заднюю стенку часов в 2-3 слоя с промежуточным высыханием и ошкуриванием. После окончательного ошкуривания протираем поверхность влажной губкой, подсушиваем и покрываем одним слоем лака. Оставляем сохнуть. Я всегда сушу все составы только при естественных условиях, без применения каминов, фенов, батарей и прочих премудростей.
Пока сохнет лак, вернемся к направляющим. Снимаем крепления, ошкуриваем внутренние и наружные торцы, а также фронтальные части. Грунтуем направляющую (теперь она у нас уже одна), так же, как и основу — в два слоя, сушим, шкурим. Примеряем к основе часов — нам нужно расположить её по центру заготовки.
Далее — самое сложное: начинаем охоту на мужчину! Мне во дворе дома попался брат, который менял масло в автомобиле. Вполне подойдет! Вы можете поохотиться на мужа, свёкра или взрослого сына — не важно, главное, чтобы он умел твёрдо держать молоток в руках. Знаю, что вы и сами можете с молотком управляться, но поверьте, забивать гвозди и одновременно держать постановочный свет, отражатель и камеру — это даже нам с вами не под силу!
Отмеряем расстояние от края заготовки до центра направляющей. Мы должны попасть гвоздиком примерно в середину. Фиксируем зажимами основу с направляющей, переворачиваем конструкцию «лицом» наверх и, отмерив нужное расстояние от края, начинаем аккуратненько забивать гвоздики, предварительно откусывая плоскогубцами шляпки. Чтобы ничего не торчало с лицевой стороны (пробивали-то мы с «лица» часов), попросим нашего мужчину «утопить» гвоздики. Поверьте, он сделает это с огромной радостью и самозабвением!!! А мы зашпатлюем образовавшиеся небольшие углубления, как с лицевой, так и с изнаночной стороны, высушим и зашкурим до гладкости. Теперь наша заготовка стала единым целым.
Доведем до логического завершения заднюю сторону часов. Малярной лентой защищаем уже готовую поверхность вокруг направляющей с обоих сторон, окрашиваем в несколько слоёв с промежуточным ошкуриванием. Пока сохнет очередной слой сзади, одновременно прокрашиваем лицевую сторону. Чередуем окрашивание таким образом до полного завершения. После финальной полировки шкуркой, смахиваем пыль влажной губкой и защищаем заготовку двумя слоями лака со всех сторон.
ЭТАП 2. Кистевая роспись
Перед тем, как нанести рисунок на основу, нам нужно слегка ошкурить часы, убрав с них гладкость лакового слоя. Смахнём пыль после шкурки и поделим основу на сегменты, чтобы рисунок лёг ровно. У меня для этого есть простейший трафарет, набранный на ПК и распечатанный на обычной офисной бумаге. Просто, зато точно. Приложив трафарет точно в центр заготовки, отмечаем лучи и продолжаем их при помощи длинной линейки и карандаша. В конце обязательно сверимся циркулем — нет ли ошибки, иначе наши часы будут показывать не совсем точное время.
Половинку листа с орнаментом будущего рисунка заштриховываем с задней стороны мягким простым карандашом и аккуратно прикладываем на «лицо», одновременно центрируя узор по начерченным лучам. Фиксируем бумагу лентой, переводим рисунок на заготовку. Точно так же поступаем со второй частью орнамента и его центром. Часы готовы к росписи.
Выбор оттенков в моих часах обусловлен желанием заказчика, вы же можете использовать для росписи любые другие цвета. Я начну, как всегда, с серединки. Из белого, красного и капельки фиолетового навожу холодный розовый оттенок и прокрашиваю им сердцевинку. В фиолетовый добавляю немного перламутровой пудры и получившимся цветом (он, кстати, будет основным, задающим ритм остальным оттенкам) выделяю сегменты в сердцевине и самые большие лепестки мандалы. Мы с вами определили самый светлый и самый тёмный цвета в нашем узоре, дальше все остальные оттенки будут базироваться на них. Добавляю в роспись свежий мятный, тёмную фуксию и сиреневый оттенки.
Серединку между двумя мандалами мне захотелось сделать фактурной. Для этого я заколеровала прозрачный моделирующий гель нежно-нежно мятным цветом (хорошо бы для этого взять белую моделирующую пасту, но у меня закончилась) и грубой щетинистой кистью нанесла этот состав в несколько слоёв, добиваясь как можно большей фактурности. После суточной просушки слегка проходимся по фактуре шкуркой, без фанатизма! Окончательным этапом наносим на фактуру розовый гель – хамелеон методом «сухой кисти» в два слоя.
Продолжаем кистевую роспись наших часов. Прокрашиваем сегменты средних и больших лепестков мандалы, базируясь в сочетании цветов на их контрасте. У меня в работе использованы всего 7 цветов: сливочный (основа заготовки), перламутровый тёмно-фиолетовый, тёмная фуксия, фиолетовый, сиреневый, холодный розовый, холодный мятный. Не стоит использовать слишком много цветов, чтобы не было перебора.
ЭТАП 3. Точечная роспись и декор
После последнего взмаха кисти оставляем часы на сутки сохнуть, после чего покрываем двумя слоями лака, вновь сушим и слегка ошкуриваем. У меня в рисунке будут присутствовать стразы, поэтому клеить их я буду перед точечной росписью. Клею стразы двух оттенков строго по намеченным лучам. Далее, вооружаюсь контурами и прохожусь по границам цветов. Кое-где рисунок выравнивается, если был слегка «завален», кое-где добавляется контраст, т.е. контурами формируется будущий готовый орнамент. Цвет за цветом, лепесток за лепестком.
Добираемся до средних лепестков, где намечен объем. Смешиваем два оттенка микробисера на прозрачном геле (гель можно капельку разбавить водичкой для пластичности) и выкладываем полученную массу в верхние сегменты, формируя зубочисткой или иголочкой. Ту же манипуляцию проводим с большими лепестками, выбрав пепельно-розовый цвет микробисера. Заканчиваем уточнять контуры мандалы и переходим к созданию циферблата.
Распечатываю на принтере понравившийся мне циферблат, предварительно подогнав его по размеру, заштриховываю простым карандашом заднюю сторону и, зафиксировав его лентой на часах, перевожу рисунок.
Вооружившись мятным контуром, обвожу цифры. Планомерно заполняю контуром всё тело цифр. Арки под цифрами оттеняю матовой краской «слоновая кость + белая», а в уголках, где дуги сходятся, приклеиваю белые полужемчужинки. Границы арок отбиваю белым контуром.
Переходим к прорисовке межлепестковых вензелей. Для этого я перевожу на кальку понравившийся мне вензель, подогнанный по размеру межлепесткового пространства. Прикладываю кальку, примеряю. Если всё подходит, переводим рисунок с кальки на часы по старой схеме – заштриховав обратную сторону рисунка. Вклеиваю капельки мятного жемчуга и темно-изумрудные стразы. Сам вензель заполняю контурным гелем Хамелеон цвета «Золото», а точечки – гелем «Зелёный».
Основная наша с вами работа закончена, осталось, на мой взгляд, самое «вкусное» – оживка узора всякими там точечками, цветочечками и закорючечками. Одним словом — чтоб было красиво! Берём тюбики с контурными красками, иголочку (для растягивания капелек краски) или тоненькое шило — у кого что есть, включаем любимую музыку, и — понеслась душа в Рай! Я, пожалуй, не буду заострять внимание на данном процессе, т.к. фантазия у нас всех бурная и богатейшая, и там, где я поставила точечки, вам, вполне возможно, захочется нарисовать завиточек. Постепенно, точка за точкой, заполняем и оживляем весь орнамент. Используем как контрастные оттенки, так и однотонные, простые глянцевые и перламутровые, главное — чередовать их так, чтобы получилось ярко и красиво.
Последние завитушки нарисованы и все точки в узоре расставлены. Смотрим внимательно, нигде ли ничего не пропустили, больше не хотим ли что-то дорисовать или добавить? Нет? Хорошо! В таком случае, откладываем наши часики сушиться на сутки: контурная краска должна как следует просохнуть. Через сутки смахиваем возможную пыль широкой кистью, аккуратно (очень аккуратно!!!) уголком влажной губки проходимся по всему корпусу часов, удаляя пыль и всякие ненужные частицы. Можно продуть феном — сильным напором холодного воздуха. Выходим на улицу и покрываем наши часы лаком (если речь идёт о лаке-аэрозоле, как у меня). Если вы не хотите использовать аэрозоль, то для финишной обработки вам подойдет любой акриловый водный лак. Я покрываю в 5-7 слоев с промежуточной просушкой и последующей выдержкой в сушильной камере не менее 5-ти суток.
Красиво или не очень получилось у меня — судить, конечно, вам. А мне осталось лишь поблагодарить всех, кто уделил внимание и заскочили взглянуть одним глазком на рабочий процесс. До новых встреч, Друзья, и спасибо за вашу поддержку!
предоставлен Мастер-класс взят тут