Русские красавицы всегда обожали закутываться в шикарные павлопосадские платки с набивным узором или защищать хрупкие плечи от сквозняков уютными воздушными шалями, нежными нарядными палантинами. Интересна история самого термина - набивка.
Набивка на тканях возникла гораздо раньше, чем печать на бумаге. На Востоке, по-видимому, уже в древнее время была известна техника ручной раскраски тканей (покрытие материи слоем воска или связывание определенных мест, которые должны остаться неокрашенными).
Техника непосредственной набивки происходит, вероятно, из Египта, от коптов. Долгое время существовала набивка одноцветная, чаще всего синяя (народная набивка краской индиго). На протяжении всего средневековья появляются самые разные набивные ткани, которые удачно используются для практических целей - на изготовление рабочей одежды, подкладок и тому подобных вещей. Многие из них также имитируют более дорогие парчовые и бархатные материалы.
Набивка производилась с помощью деревянных форм, в которые позднее вбивали металлические наконечники, чтобы рисунок узора был более тонким. В новое время в Европе отказались от набивки с помощью деревянных форм, а стали применять шаблонный, так называемый пленочный способ, который позволяет создавать орнамент необычайно сложной окраски и даже репродуцировать очень трудные с художественной точки зрения образцы.
Тем самым набивная ткань достигает одного уровня с материалом или тканым орнаментом. Она используется для многих видов распространенной одежды, шпалер и обивки. Одновременно, однако, снова возобновляется ручная набивка из деревянных форм, и снова входят в моду народные или сделанные по народным мотивам набивные синие ткани с использованием краски индиго.